Учитель русского языка и литературы МОУ гимназии №4 города Канска Красноярского края Менщикова Татьяна Александровна.
Тема урока:
Повторим орфографию!
(Правописание не и ни с различными частями речи)
Цели:
1. активизировать ЗУНы учащихся по правописанию НЕ и НИ с различными частями речи;
2. развивать мышление, творческие и коммуникабельные способности школьников;
3. воспитывать, используя ИКТ, интерес к русскому языку.
Оборудование: программы
Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel, Microsoft Office Power Point.
Ход урока.
А. Приветствие.
Постановка темы, проблемы урока
Звучит стихотворение «Радионяни» о частице НЕ:
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доуменьем:
Что за лепое положенье!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха.
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная.
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шли суразный дотёпа и вежа.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.
- Скажите, почему прозвучало именно это стихотворение?
-Назовите родственницу частицы НЕ.
-Как вы считаете, какова тема сегодняшнего урока?
-И какая проблема встаёт перед нами?
-Откройте тетради, запишем дату, вид работы, тему урока.
Б.Актуализация знаний (по презентации учителя). (Microsoft Office Power Point)
В.Планирование дальнейшей работы – «Мозговой штурм»
Г.Практическая работа по потокам.(Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel)
1группа работает на компьютерах : у каждого ученика персональная папка с тестовыми заданиями, затем они составляют Дидактические материалы по теме урока.
2 группа составляет проект праздника Орфографии по теме урока.
3группа составляет альтернативный проект праздника Орфографии по теме урока.
Время работы с тестами – 20 минут.
Творческая работа – 15 мин.
Оформление презентаций – 10 мин.
Защита презентаций -5 мин.
Примерные задания.
· Песенка фрейлины НИ.
· Психологический портрет НИ.
· Взаимоотношения между фрейлинами НЕ и НИ.
· Путеводитель по стране Орфография.
· Вечер встречи подруг.
· Карта королевства Орфографии.
· Сказка «Разговор НЕ и НИ, таких эмоциональных, но таких непохожих».
· Сказка «Как поссорились короли Морф и Синт из-за фрейлин НЕ и НИ»
Грамматические сочинения.
Задания:
1.Составьте текст детективного, фантастического или сказочного характера с данными словами.
Частицы НЕ и НИ.
Местоимения: некто, некоторый, ни за что, не с кем, ниоткуда, незачем.
Предлоги: несмотря на, невзирая на.
2.С использованием частиц НЕ и НИ напишите хвалебное слово (панегирик) Русскому Языку.
3.Составьте рецепты из «Книги о вкусной и здоровой пище» для учеников - драчунов, учеников – жадин, учеников - ябед учеников – вредин и противоз, используя материал по теме урока.
4.Составьте монолог частицы НЕ или НИ.
5.Расскажите о безответной любви Глагола к частице НЕ.
Ассистенты – 3 ученика заполняют оценочный лист, руководят потоками.
Д.Презентация работ.
Е.Рефлексия.
- Как работали группы?
- Кто лучше всех выполнил тесты?
- Какое из правил было самым трудным?
- Какая презентация понравилась больше всего?
- Чем запомнился сегодняшний урок?
Ж. Домашнее задание:
Составьте карточку для учащегося на самое трудное, по вашему мнению, правило по теме урока.
Всем спасибо!
Материалы