Воскресенье, 2025-06-22, 4:37 AM
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка и литературы Т.А.Менщиковой

Меню сайта
Форма входа

Урок русского язык Менщикова Т.А Повторим орфографию!

      Учитель русского языка и литературы МОУ гимназии №4 города Канска Красноярского края Менщикова Татьяна Александровна.

 

               

Тема урока:

                Повторим орфографию!

(Правописание не и ни с различными частями речи)

Цели:

1.       активизировать ЗУНы учащихся по правописанию НЕ и НИ с различными частями речи;

2.       развивать мышление, творческие и коммуникабельные  способности школьников;

3.       воспитывать, используя ИКТ, интерес к русскому языку. 

Оборудование: программы

 

Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel, Microsoft Office Power Point.

Ход урока.

 

А. Приветствие.

Постановка темы, проблемы урока

Звучит стихотворение «Радионяни» о частице НЕ:

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица НЕ.

Посмотрел я вокруг с доуменьем:

Что за лепое положенье!

Но кругом было тихо-тихо,                                             

И во всём была разбериха.

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки.

И погода стояла настная,

И гуляла собака счастная.

И, виляя хвостом уклюже,

Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха

Шёл умытый, причёсанный ряха.

А за ряхой по травке свежей

Шли суразный дотёпа и вежа.

А из школы, взявшись за ручки,

Чинным шагом вышли доучки.

И навстречу всем утром рано

Улыбалась царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы НЕ.

 

- Скажите, почему прозвучало именно это стихотворение?

-Назовите родственницу частицы НЕ.

-Как вы считаете, какова тема сегодняшнего урока?

-И какая проблема встаёт перед нами?

-Откройте тетради, запишем дату, вид работы, тему урока.

Б.Актуализация знаний (по презентации учителя). (Microsoft Office Power Point)

В.Планирование дальнейшей работы – «Мозговой штурм» 

Г.Практическая работа по потокам.(Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel)

1группа работает на компьютерах : у каждого ученика персональная папка с тестовыми заданиями, затем  они составляют Дидактические материалы по теме урока.

2 группа составляет проект праздника Орфографии по теме урока.

3группа  составляет альтернативный проект праздника Орфографии по теме урока.

 

Время работы с тестами – 20 минут.

Творческая  работа  – 15 мин.

Оформление презентаций – 10 мин.

Защита презентаций -5 мин.

 

Примерные задания.

·         Песенка фрейлины НИ.

·         Психологический портрет НИ.

·         Взаимоотношения между фрейлинами НЕ и НИ.

·         Путеводитель по стране Орфография.

·         Вечер встречи подруг.

·         Карта королевства Орфографии.

·         Сказка «Разговор НЕ и НИ, таких эмоциональных, но таких непохожих».

·         Сказка «Как поссорились короли Морф и Синт из-за фрейлин НЕ и НИ»

 

Грамматические сочинения.

Задания:

1.Составьте текст детективного, фантастического или сказочного характера с данными словами.

Частицы НЕ и НИ.

Местоимения: некто, некоторый, ни за что, не с кем, ниоткуда, незачем.

Предлоги: несмотря на, невзирая на.

 

2.С использованием частиц НЕ и НИ напишите хвалебное слово (панегирик)  Русскому Языку.

3.Составьте рецепты из «Книги о вкусной и здоровой пище» для учеников - драчунов, учеников – жадин,  учеников - ябед учеников – вредин и противоз, используя материал по теме урока.

4.Составьте монолог частицы НЕ или НИ.

5.Расскажите  о безответной любви Глагола к частице НЕ.

                Ассистенты – 3 ученика заполняют оценочный лист, руководят потоками.

Д.Презентация работ.

Е.Рефлексия.

  • Как работали группы?
  • Кто лучше всех выполнил тесты?
  • Какое из правил было самым трудным?
  • Какая презентация понравилась больше всего?
  • Чем запомнился  сегодняшний урок?

Ж. Домашнее задание:

 Составьте карточку для учащегося на самое трудное, по вашему мнению, правило по теме урока.

Всем спасибо!

 Материалы

Анкета  Менщикова Т.А.

Тесты к уроку

Оценочной лист

Повторим орфографию