Суббота, 2025-06-21, 4:44 PM
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка и литературы Т.А.Менщиковой

Меню сайта
Форма входа

Литературный марафон

ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАРАФОН.


ЦЕЛИ:    1)способствовать активности учащихся в учебном процессе;
2) обеспечивать глубокое понимание изучаемого материала
развитие и воспитание школьников;
3)заинтересовать учеников самим процессом чтения, обогащать словарный запас учащихся, совершенствовать грамматический строй речи; добиться, чтобы в процессе чтения от юного читателя не ускользнули на первый взгляд незаметные художественные особенности произведения, из которых складывается ткань произведения, его колорит, его тональность.

ЭПИГРАФЫ:

Мощь, мудрость и красота литературы открывается во всей широте только перед человеком просвещённым и знающим.

К. Г. ПАУСТОВСКИЙ.
Литература служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей - одним словом, делает вас мудрым.
Д. С. ЛИХАЧЁВ.

Баталия –1) Сражение, битва (устар.);
2) Перен. Шумная ссора (разг., шутл.) - но в каждой шутке есть доля правды. У нас есть 2 тактические единицы, т. е. 2 подразделения, способных самостоятельно выполнять боевые задачи.
БОЕВОЙ ПУТЬ.
Тактика.
1.УЗНАЙ ПИСАТЕЛЯ.                        По очереди.          1о=2 б.
2.ЛИШНИЙ ПЕРСОНАЖ.                  По очереди.          1о=2 б.
3.ПОСЛУШНОЕ СЛОВО.                   За 2  мин.              До 8б.
4.МУЗЫКАЛЬНАЯ АТАКА.               По очереди.          1 о=2 б.
5.ЧЕМ АВТОРЫ ПОТЧУЮТ  
СВОИХ ГЕРОЕВ.                                  За 2 мин.              1 попадание  = 1 б.
6.УЗНАВАНИЕ ГЕРОЕВ ПО РЕЧИ.  Кто быстрее.         1 о = 1б.
7.ТОЧНОЕ ПОПАДАНИЕ.                   За 1 мин.                1 о = 1б.
8.ВОЕННЫЕ ХИТРОСТИ.                    1.1 о =1 б.
                                              2.до 6б.

Стратегические задачи:
-порадовать гостей и родителей глубоким пониманием изученного материала, знанием героев художественной литературы и их авторов;
-показать, что в процессе чтения от нас не ускользнули на первый взгляд незаметные художественные особенности, из которых складывается ткань произведения, его колорит, его тональность.

Военные наблюдатели (представление их)

Первая мозговая атака «Узнай писателя»

 « КАКОЕ НАСЛАЖДЕНИЕ УВАЖАТЬ ЛЮДЕЙ!» -говорил А. П. Чехов. Не меньшее наслаждение ощущаем мы, прикасаясь к чудеснейшим страницам произведений великих мастеров.
Задание для команд: назвать по описанию портрета, какой писатель или поэт изображён на нём. (Зрителям показываются портреты)
 
1.Писатель в холщовой блузе спокойно сидит на стуле, закинув ногу на ногу и положив большие жилистые руки на колени. Художник (Иван Николаевич Крамской) ставит в портрете две сложные задачи: показать могучий ум, интеллект писателя и вместе с тем демократичность его внешнего облика. Лицо писателя - красное, обветренное, лицо человека, постоянно живущего в деревне; лоб высокий с глубокими морщинами – лоб гениального мыслителя. Прямые гладкие волосы зачёсаны по - крестьянски, в ясных пытливых голубых глазах спокойствие, уверенность; губы крепко сжаты, брови напряжённо сдвинуты. Это образ великого писателя земли русской.
(Л.Н. Толстой.)
1.В скромном сюртуке, сложив руки, смотрит он всевидящим взглядом писателя-мыслителя. В глазах читается скорбь. Хорошо передан жест сомкнутых рук, в котором ощущается душевная мука. Писатель смеялся зло и беспощадно над бюрократической императорской Россией, но смех этот был пронизан болью за страдания родного народа.
(И.В. Крамской. М. Е. Салтыков-Щедрин.)
3.Это один из самых значительных и глубоких прижизненных портретов поэта, который изображён в состоянии глубокой сосредоточенности. Взгляд поэта чист и серьёзен, поза спокойна. Через его плечо перекинут плащ. Весь облик его лишён  черт обыденности, случайности. Внутренняя сосредоточенность подчёркивается многозначительным жестом скрещённых на груди рук, ясностью и равновесием простой композиции портрета. В изгибе плотно сомкнутых губ поэта есть оттенок горечи, которому вторит выражение глаз, чуть печальных. Отображению в портрете творческого начала служит и помещённая в фоне портрета бронзовая фигура музы - символическое олицетворение поэтического дара.
(О. А. Кипренский. А. С. Пушкин.)
4.    Писатель полусидит в постели, опершись на подушку, задумавшись над рукописью. Но главное в портрете - не внешние признаки тяжёлой болезни поэта, а тот огонь вдохновения, мучительный и великий, озаривший в последний раз это измученное лицо с горящими глазами и огромным выпуклым лбом.
         (И.В. Крамской. Н. А. Некрасов в период «Последних песен»)
С полотна пристально смотрит на нас спокойный, благообразный гвардеец с правильными чертами лица: удлинённый овал, высокий лоб, строгие карие глаза, прямой, правильной формы нос, щегольские усики над пухлым ртом. В характере его преобладало задумчивое, часто грустное настроение. Портрет этого писателя, надо сказать очень противоречив.
(М. Ю. Лермонтов)
5.    При знакомстве с портретом бросается в глаза, что фон, на котором изображён писатель, представляет собой творческий вымысел автора, соединившего в одном пейзаже русские холмы и церковь с пальмами жаркого юга. Преобладание голубых тонов на портрете вызвало шутку писателя: «Вот здорово! Молодчина! Ловко вы меня задумали! И глаза голубые, и рубашка, и куски неба вот жаль, что я не покрасил усы в голубой цвет, ну это уж в другой раз изобразите, а это мне нравится изобразите
(В. М. Ходасевич.  А. М. Горький)

АТАКА  №  2.

«Воля и труд человека дивные дивы творят,» - утверждал Н. А. Некрасов. Вот и наши воины должны проявить волю к победе, знание литературных героев, называя

ЛИШНИЙ ПЕРСОНАЖ.

1.Катерина Ивановна.                                          6.Илья Ильич.
   Матрёна Тимофеевна                                        Штольц.
   Дёмушка                                                                 Пшеницина.   
   Савелий.                                                                  Лиза.
                                                                                     Оля.
2.Сонечка.
   Родион.                                                                  7.Лаврецкий.
   Ермил Гирин.                                                         Арина Петровна.
   Свидригайлов.                                                        Степан Владимирович.
                                                                                     Порфирий Владимирович.
3.Катерина.                                                                 Аннинька.
   Тихон.
    Борис.                                                                      8.Евпраксеюшка.
    Андрей .                                                                                                                                                                                    
                                                                                        Тараньтьев.
4.Пьер.                                                                            Волков.
   Наташа.                                                                        Михей Андреич.
   Княгиня Друбецкая.                                                   Алексеев.
   Павел Петрович.
                                                                                          9.Марья Дмитриевна.
5.Евгений Базаров.                                                            Христофор Теодор Готлиб
   Одинцова.                                                                         Лемм.
   Николенька.                                                                      Паншин.
   Николай Петрович.                                                          Кулигин.
   
                  10.Паратов. Карандышев.
               Огудалова Безухов.
                   
АТАКА №3.

ПОСЛУШНОЕ СЛОВО.

Слова, сказанные им (Лермонтовым) о влюблённости, не имеют себе равных ни в какой поэзии мира. Это так неожиданно, так просто и та бездонно:
Есть речи - значенье
Темно иль ничтожно,
Но им без волненья
Внимать невозможно.» (А. А. Ахматова.)

Посмотрим, будет ли слушаться слово наших участников баталии. Лермонтова же, по мнению Ахматовой, слово слушается, как змея заклинателя.
Итак, задание:
Вставьте необходимое, по вашему мнению, определение.

Как ни дышит полдень знойный
В растворённое окно,
В этой храмине спокойной,
Где всё тихо и темно,

Где живые благовонья
Бродят в сумрачной тени,
В сладкий сумрак полусонья
Погрузись и отдохни.

Здесь фонтан неутомимый
День и ночь поёт в углу
И кропит росой незримой
Очарованную мглу.

И в мерцанье полусвета,
Тайной страстью занята,
Здесь влюблённого поэта
Веет лёгкая мечта.
Ф. И. Тютчев.
(Каждая команда получает по отпечатанному тексту с пропущенными определениями)


МУЗЫКАЛЬНАЯ АТАКА. (№ 4)

«Покажите мне народ, у которого бы больше было песен… Под песни рубятся из сосновых брёвен избы по всей Руси, под песни мечутся из рук в руки кирпичи и, как грибы, вырастают города. Под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек, - восторженно восклицал Н. В. Гоголь.
И мы уверены, что наши доблестные участники сражения по музыкальным отрывкам сумеют определить не только авторов стихов, но и авторов музыки!
(Звучит аудиозапись)

1.    М. Ю. Лермонтов.
«Выхожу один я на дорогу…»
Нар. песня.

2.И С. Тургенев.
«Утро туманное, утро седое…»
Муз. В. Абазы.

3.А. Фет.
«На заре ты её не буди…»
Муз. Варламова.


4.Ф. И. Тютчев.
«Я встретил вас…»
Романс.

5.С. Есенин.
«Отговорила роща золотая…»
Муз. Г. Паномаренко.

6.А. С. Пушкин.
«Я вас любил…»
Муз. Даргомыжского.

АТАКА № 5.

«ДА НЕ ХОТИТЕ ЛИ ЗАКУСИТЬ… БЕЗ ЦЕРЕМОНИЙ!»
ИЛИ
ЧЕМ ПОТЧУЮТ СВОИХ ГЕРОЕВ АВТОРЫ.


Перед вами стол с яствами. Разнесите представленные здесь блюда господам.


Арина Петровна («Господа Головлёвы», М. Е. Салтыков-Щедрин):

 индюшки, утки, огурчики, рыжики, карасики, икра.

И. И. Обломов (Гончаров):

уха, суп с крупой, жёсткий язык, баранина, смородиновая водка.

На именинах у Ростовых (Л. Н. Толстой, «Война и мир»):

Ананасы, суп черепаший, кулебяка, различные вина, все роды кушаний и десертов

(На розданных карточках командам все яства перепутаны)

АТАКА № 6.

УЗНАВАНИЕ ГЕРОЕВ ПО РЕЧИ.

«О, Я НЕДАРОМ В ЭТОМ МИРЕ ЖИЛ! - (Н. А. ЗАБОЛОЦКИЙ) - словно говорят герои из произведений 19 века. А наши сражающиеся должны по речи узнать, кто эти герои.

Аудиозапись:
1.Какандышев и Л. Огудалова
(«Бесприданница», Островский.)

2.Катерин  Кабанова
(«Гроза», Островский)

3.Мармеладов Семён Захарович
(«Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

4.Чацкий
(«Горе т от ума», А. С. Грибоедов)

5.Раскольнико  Родион
(«Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Слово учителя:
6.    «Экое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр! Баба с мозгом!»
(Базаров, «Отцы и дети», И. С. Тургенев.)

7.    «Слава тебе, Господи! Жив!»
(«Премудрый пискарь», М. Е. Салтыков-Щедрин)

8.    «Не потерплю!»
(Органчик, «История одного города»)

9.    «Мне счастье в девках выпало:
У пас была хорошая, непьющая семья.
За батюшкой, за матушкой,
Как у Христа за пазухой
Жила я, молодцы…»
(Матрёна Тимофеевна, «Кому на Руси жить хорошо», Н. А. Некрасов)

10.    «Теперь-то я понежу свое тело белое, тело белое, рыхлое, рассыпчатое»
(«Дикий помещик», М. Е. Салтыков-Щедрин)

11.«Нет, тётушка, я решилась, я молилась, я просила совета у бога; всё кончено; кончена моя жизнь с вами»
(Лиза, «Дворянское гнездо», И. С. Тургенев)

12.     «Нет, голубушка маменька, я этого не могу! Или, лучше сказать, не смею и не имею права. Ни оправдать, ни обвинять – вообще судить не могу…
(Порфирий Владимирович, «Господа Головлёвы, М. Е. Салтыков-Щедрин)

13.    «Закон – моё желание!
Кулак – моя полиция!
Удар искросыпительный,
Удар зубодробительный,
Удар скуловоррот!»
(Оболт-Оболдуев, «Кому на Руси жить хорошо», Н. А Некрасов)

14.    «Почему люди не летают?»
Катерина, «Гроза», Н. А. Островский)

АТАКА № 7.

ТОЧНОЕ ПОПАДАНИЕ.

«ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ИДЁТ К ВЫСШЕЙ ПРАВДЕ,»-утверждал А. П. Чехов, наши же бойцы, умные и находчивые, не смущаясь вопросов быстрых и следуя чеховским заветам, за одну минуту должны дать как можно больше ответов и правдивых, и правильных. А забыли - говорите: «Дальше!»

Задание для первой команды.

1.Изобразительный приём основанный на сопоставлении явления или понятия с целью выделить особо важный признак объекта (Сравнение)

2.Изображение отвлечённого понятия через конкретный образ. (Аллегория)

3.Стилистический приём, состоящий в замене слова или словосочетания описательным выражением. (Перифраза)

4.Воздержание от неподобающих слов, смягчённое выражение. (Эвфемизм)

5.Употребление слов в прямом значении. (Автология)

6.Употребление слова в переносном значении на основе связи, существующей между явлениями. (Метонимия)

7.Единоначатие. (Анафора)

8.Фигура, предоставляющая возможность догадываться и размышлять, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании. (Умолчание)


Задание для второй команды.

1.Употребление слов в переносном значении. (Металогия)
   
2.Употребление слова в переносном значении на основе сходства между явлениями. (Метафора)

3.Художественное преувеличение. (Гипербола)

4.Необычный порядок слов в предложении. (Инверсия)

5.Употребление слова в переносном значении на основе количественной связи между явлениями. (Синекдоха)

6.Стилистический приём расположения слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости. (Градация: климакс, антиклимакс)

7.Повторение строки или нескольких строк в конце строфы. (Рефрен)

8.Стилистический приём сочетания противоположных по значению слов. (Оксюморон)

Дополнительно:

1.Приём, противоположный гиперболе. (Литота)

2.Художественное определение. (Эпитет)

3.Условный повествователь, которому автор «приписывает» авторство своего произведения. (Образ автора)

4.Вид комического, скрытая насмешка. (Ирония)

5.Совокупность поэтических приёмов и средств, свойственных какому-то одному произведению. (Стиль)

6.Реальная личность, писатель, создавший одно или ряд литературных произведений. (Автор)
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ АТАКА ( №  8.)

ВОЕННЫЕ ХИТРОСТИ.

1.Команды представляют поочерёдно по 2  произведения. Соперники должны угадать по описанию, а затем по действию героя произведения.

2.Выразительное, артистичное представление текста из художественной литературы.


Слово военным наблюдателям.

Наш марафон подготовили:
Команды:
Художник-оформитель -
Звукорежиссёр -
Счётчик, помощник наблюдателей -
Классный руководитель-вдохновитель -
Учитель -


СПАСИБО ВСЕМ!!