Обеспечение
высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного
использования современных образовательных технологий, в том числе
информационных технологий
Целью своей педагогической деятельности я считаю создание условий для формирования функциональной филологической грамотности учащихся через использование проектной деятельности и информационно-коммуникационных технологий с целью развития их способности адаптироваться к происходящим изменениям в жизни общества, воспитания инициативы и активности. Образовательный процесс организую на основе личностно-ориентированного подхода.
Использую и реализую в процессе обучения программы и УМК профильного и углублённого уровня по русскому языку и литературе;
использую проектную технологию в учебной и внеурочной деятельности, способствующую формированию надпредметных способов деятельности учащихся: учебно-интеллектуальных, учебно-познавательных и поисково-информационных; проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразвания. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Поиск нужных материалов требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, многие учащихся обращаются к учебникам и другой учебно-методической литературе. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникации. Этот вид работы хорошо вписывается в учебный процесс, осуществляемый в виде практикума, эффективен при соблюдении всех этапов проектной деятельности, обязательно включающих презентацию. Школьная научно-практическая конференция, городская, «Юниор» - основная и ключевая форма презентации достижений учащихся в исследовательской, проектной учебной и внеучебной деятельности, способствующая формированию ключевых компетентностей, в частности, организационной. Результативность моей деятельности с учащимися показана выше. В одной из моих проектных работ представлено обобщение опыта по внедрению новой учебно-воспитательной технологии «Создание индивидуального плана развития учащегося гимназии №4», направленной на повышение качества образования школьников и их профессиональной ориентации. Индивидуальный план развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи. Особенно до 9 класса, в дальнейшем, в 9-11 классах, реализуется проект «Индивидуальная образовательная программа». Проект краеведческого фестиваля «Сибириада- 2007,2008 ,2009», целью которого является воспитание личности с гуманистическим мировоззрением, гражданским сознанием, развитой эстетически, способной в перспективе к деятельности на своей «малой родине», реализован, идейным вдохновителем и организатором явилась я. В связи с этим награждёна
- Благодарностью от Управления образования администрации города Канска, МОУ гимназии №4 за вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность в рамках «Сибириады- 2007», посвящённой В. Крамнову;
- Благодарностью от Оргкомитета краеведческого фестиваля «Сибириада- 2008» за вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность;
- Благодарностью от Управления образования администрации города Канска, МОУ гимназии №4 за вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность в рамках «Сибириады-2009», посвящённой 85-летию со дня рождения В. П. Астафьева.
Научно-методическому Совету гимназии я, как руководитель творческой группы «Педагогический мониторинг обучения», представила проектные материалы по диагностике реальных учебных возможностей школьников для начальной школы и 5 классов, индивидуальный табель контроля владения умениями и навыками для учащихся 6-11 классов, материалы для учителя по диагностике компетенций. Все методики были утверждены как на Научно - методическом Совете МОУ гимназии №4, так и на Педагогическом Совете данного учреждения. (Справка прилагается)
В организации учебной деятельности использую индивидуальные и групповые формы, способствующие формированию учебно-организационных умений учащихся; информационно-коммуникационные технологии, формирующие у учащихся умения добывать информацию из разных источников, применять информацию в соответствующем направлении и ориентироваться в информационном поле; свидетельством этого является урок по литературе в 10-м классе (базовый уровень) по теме «Страстная натура или больная душа?» ( По очерку Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»). Это многопредметный проект с использование ИКТ. Данную разработку по литературе оценили в Конкурсе методических разработок проекта Национального фонда подготовки кадров «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов»- я награждена дипломом
На уроках русского языка, литературы, словесности применяю цифровые образовательные ресурсы и медиаресурсы из Интернета, которые развивают у школьников познавательный интерес, побуждают их к активному восприятию материала; применяю приёмы преодоления здоровьезатратного характера образовательного процесса, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Я участвовала в разработке анализа урока с позиций здоровьесбережения: подготовила презентацию по данной теме; разработала презентацию «Проблемы гиперактивных детей в школе» и выступила по данной теме в педмастерской.
Применяю следующие методы и приемы при проведении уроков с использованием информационных технологий: ● I. Методика организации компьютерного практикума на уроках русского языка (деловые игры, составление кроссвордов, тестовые задания, работа с наглядными пособиями, ученик в роли учителя;) ● II. Методика использования творческих заданий на уроках литературы с применением программ Microsoft Office: Word, Excel, PowerPoint, Movie Maker (создание рекламных роликов, презентаций, видеофильмов и т.д.) ● III. Методика использования обучающе-контролирующих программ на уроках и русского языка и литературы (ролевые игры и имитации; деловые игры и моделирование; образовательные игры, электронное пособие «Уроки литературы 9 класс» изд.дом «Равновесие», «Уроки литературы», «Уроки русского языка» изд.дом «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» и др.) В обучающих программах, таких как «Уроки литературы 9 класс», ученикам предоставляется возможность дополнять, редактировать данный материал (я и сама это поощряю), что способствует поиску учениками новой информации, получению навыков самообразования и делает процесс обучения максимально увлекательным. С интересом ученики вставляют слова, буквы, расставляют знаки препинания, указывают неверные слова, осознают, насколько хорошо знают (или не знают) правила правописания. Обучающие программы предоставляют практически безграничные возможности для обучения и самообразования мне как учителю, так и учащимся, поскольку содержат хорошо организованную информацию. Обилие иллюстраций, анимации и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение, возможность проверки знаний в форме тестирования (в режиме «онлайн» - здесь и сейчас), большое количество проблемных вопросов и задач дают возможность ученику самостоятельно выбирать не только удобный темп и форму восприятия материала, но и позволяют расширить кругозор и углубить свои знания. Для контроля за уровнем знаний, умений и навыков, формирования активной, самостоятельной, творческой, практической деятельности школьников на уроках использую письменные, устные формы контроля, диктанты, тестовые задания, разноуровневые работы, контрольные работы, фронтальный опрос, викторины, самоконтроль.
Не отказываюсь я и от игровой технологии - это средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. В течение последних лет я собирала дидактический материал, помогающий в игровой форме лучше осознавать правила по русскому языку, и поделилась им с коллегами на научно-практической педагогической конференции работников муниципальных образовательных учреждений г. Канска и группы восточных районов Красноярского края «Инновационный опыт–основа системных изменений». Работа в секции признана лучшей.
Продолжаю работать и по технологии рефлексивного обучения для осознанного овладения учащимися целеполаганием, формирования у них самостоятельности и ответственности.
Для меня важнейшим результатом использования различных технологий является создание такой атмосферы, чтобы каждый ученик поверил в свои возможности и в ходе индивидуального или группового решения проблемы с желанием принимался за творческую работу. Для этого я меняю формы организации обучения: уроки-семинары, уроки-зачеты, практикумы, консультации, уроки-дискуссии, - развивая творческую самостоятельность учеников, формируя волевую сферу ребенка, его способность учиться, используя системно-деятельностный подход.