Суббота, 2025-06-21, 6:45 PM
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка и литературы Т.А.Менщиковой

Меню сайта
Форма входа

Русская поэзия середины 19 века

Учитель русского языка и литературы МОУ гимназии №4 города Канска Красноярского края Менщикова Татьяна Александровна.

 

Урок по литературе. Проектная технология. ИКТ.

Русская поэзия середины 19 века.

Цели:

 

·         познавательная: глубокое понимание и реконструкция учащимися

русской поэзии середины 19 века;

·         развивающая: учащиеся должны уметь

самостоятельно конструировать свои знания,

ориентироваться в информационном пространстве;

критически мыслить;

·         воспитательная: учащиеся должны убедиться в целесообразности изучения жизни и творчества русских поэтов середины 19 века; в

·         теоретической и практической значимости филологических знаний.

 

Оборудование.

 

1.  Портреты А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А. А. Фета.

Эпиграф:

Да знаете ли вы, что вы поэт, и поэт истинный?

В.Г. Белинский.

В том-то и признак настоящего искусства,

что оно всегда современно,

насущно-полезно…

Ф.М. Достоевский.

2.       Презентация-тест.

 

Ход урока.

 

1.Психологический настрой.

 

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь друг другу, подумайте: а знаете ли вы  рядом сидящего человека? Точно знаете? Всё о нём знаете?

«Человек есть тайна,- сказал великий Достоевский.- Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать  всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком…»

2.Постановка проблемы.

 

Давайте и мы разгадаем первую тайну нашего урока: о каких людях пойдёт сегодня речь? Прошу обратить внимание на эпиграф:

Да знаете ли вы, что вы поэт, и поэт истинный?

В.Г. Белинский.

В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно,

насущно-полезно…

Ф.М. Достоевский.

(Работа по презентации.)

Сформулируйте тему нашего урока.

 

Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет – русские поэты середины 19 века.

Первую тайну разгадали. Вторая вытекает из первой… какая проблема появляется перед нами?

Зачем нам, людям 21 века, разгадывать тайну поэтов и поэзии 19 века?

 

Способна ли поэзия  Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А. Фета  согреть душу человека сегодня, есть ли в ней то «вечное и прекрасное», что составляет суть истинного искусства?

 

3.Выдвижение гипотез – путей решения проблемы.

«Мозговой штурм

 

4.Распределение по группам.

Заполнение «Паспорта  проектной работы»

 

1.Название проекта.

2.Руководитель.

3.Консультант.

4.Учебные темы, близкие к теме проекта.

5.Тип проекта.

6.Цель проекта.

7.Задачи проекта.

8.Вопросы проекта.

9.Необходимое оборудование.

10. предполагаемый продукт проекта.

11. Этапы работы над проектом.

12. Распределение ролей.

 

Знакомство с рекомендациями.

 

Критерии оценки проектной работы.

 

·         Самостоятельность работы над проектом.

·         Актуальность и значимость темы.

·         Полнота раскрытия темы.

·         Оригинальность решения проблемы.

·         Артистизм и выразительность выступления.

·         Как раскрыто содержание проекта в презентации.

·         Использование средств наглядности, технических средств.

·         Убедительность работы.

·         Умение оценить работу в группе.

·         Ответы на вопросы.

 

5.Презентация. Самооценка и самоанализ.

 

6.Рефлексия.

Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?

В чём заключался личный прирост каждого участника группы?

Какой из этапов запомнился больше всего и почему?

Что понравилось больше, что меньше в сравнении с обычным уроком?  

Какую проектную работу можно считать лучшей?

 

7.Заключение.

 

«Человек есть тайна»… Вот мы и раскрыли тайну. Да не одну, а две: немного познали себя и друг друга. И что (к эпиграфу) настоящее искусство всегда современно.

«Чтобы узнать поэта, надо идти в страну поэта». Не споря с великим Гёте, мы лишь  добавим: «страна поэта»- это, в первую очередь, его стихи. Какие? «Хорошие и разные». Всякие. Откройте для себя этот удивительный мир. Читайте строчку за строчкой Некрасова, Тютчева, Фета. А потом  читайте о них

 

Л. Гинзбург. О лирике.

В. Касаткина. Поэзия Ф.И. Тютчева.

В. Кожинов. Книга о русской лирической поэзии 19 века.

Е. Маймин. Афанасий Афанасьевич Фет.

Л. Розанова. О творчестве Некрасова.

Н. Скатов. «Я лиру посвятил народу своему.»

Н. Скатов. Некрасов. Современники и продолжатели.

К.Чуковский. Мастерство Некрасова.

 

Предполагаемый продукт: Газета. Оформление кабинета. Сценарий. Письмо. Праздник. Выставка иллюстраций. Реклама. Статья. Сборник избранных произведений.