Учитель русского языка и литературы МОУ гимназии №4 города Канска Красноярского края Менщикова Татьяна Александровна.
Урок по литературе. Проектная технология. ИКТ.
Русская поэзия середины 19 века.
Цели:
· познавательная: глубокое понимание и реконструкция учащимися
русской поэзии середины 19 века;
· развивающая: учащиеся должны уметь
самостоятельно конструировать свои знания,
ориентироваться в информационном пространстве;
критически мыслить;
· воспитательная: учащиеся должны убедиться в целесообразности изучения жизни и творчества русских поэтов середины 19 века; в
· теоретической и практической значимости филологических знаний.
Оборудование.
1. Портреты А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А. А. Фета.
Эпиграф:
Да знаете ли вы, что вы поэт, и поэт истинный?
В.Г. Белинский.
В том-то и признак настоящего искусства,
что оно всегда современно,
насущно-полезно…
Ф.М. Достоевский.
2. Презентация-тест.
Ход урока.
1.Психологический настрой.
Повернитесь друг к другу, улыбнитесь друг другу, подумайте: а знаете ли вы рядом сидящего человека? Точно знаете? Всё о нём знаете?
«Человек есть тайна,- сказал великий Достоевский.- Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком…»
2.Постановка проблемы.
Давайте и мы разгадаем первую тайну нашего урока: о каких людях пойдёт сегодня речь? Прошу обратить внимание на эпиграф:
Да знаете ли вы, что вы поэт, и поэт истинный?
В.Г. Белинский.
В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно,
насущно-полезно…
Ф.М. Достоевский.
(Работа по презентации.)
Сформулируйте тему нашего урока.
Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет – русские поэты середины 19 века.
Первую тайну разгадали. Вторая вытекает из первой… какая проблема появляется перед нами?
Зачем нам, людям 21 века, разгадывать тайну поэтов и поэзии 19 века?
Способна ли поэзия Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А. Фета согреть душу человека сегодня, есть ли в ней то «вечное и прекрасное», что составляет суть истинного искусства?
3.Выдвижение гипотез – путей решения проблемы.
«Мозговой штурм
4.Распределение по группам.
Заполнение «Паспорта проектной работы»
1.Название проекта.
2.Руководитель.
3.Консультант.
4.Учебные темы, близкие к теме проекта.
5.Тип проекта.
6.Цель проекта.
7.Задачи проекта.
8.Вопросы проекта.
9.Необходимое оборудование.
10. предполагаемый продукт проекта.
11. Этапы работы над проектом.
12. Распределение ролей.
Знакомство с рекомендациями.
Критерии оценки проектной работы.
· Самостоятельность работы над проектом.
· Актуальность и значимость темы.
· Полнота раскрытия темы.
· Оригинальность решения проблемы.
· Артистизм и выразительность выступления.
· Как раскрыто содержание проекта в презентации.
· Использование средств наглядности, технических средств.
· Убедительность работы.
· Умение оценить работу в группе.
· Ответы на вопросы.
5.Презентация. Самооценка и самоанализ.
6.Рефлексия.
Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?
В чём заключался личный прирост каждого участника группы?
Какой из этапов запомнился больше всего и почему?
Что понравилось больше, что меньше в сравнении с обычным уроком?
Какую проектную работу можно считать лучшей?
7.Заключение.
«Человек есть тайна»… Вот мы и раскрыли тайну. Да не одну, а две: немного познали себя и друг друга. И что (к эпиграфу) настоящее искусство всегда современно.
«Чтобы узнать поэта, надо идти в страну поэта». Не споря с великим Гёте, мы лишь добавим: «страна поэта»- это, в первую очередь, его стихи. Какие? «Хорошие и разные». Всякие. Откройте для себя этот удивительный мир. Читайте строчку за строчкой Некрасова, Тютчева, Фета. А потом читайте о них
Л. Гинзбург. О лирике.
В. Касаткина. Поэзия Ф.И. Тютчева.
В. Кожинов. Книга о русской лирической поэзии 19 века.
Е. Маймин. Афанасий Афанасьевич Фет.
Л. Розанова. О творчестве Некрасова.
Н. Скатов. «Я лиру посвятил народу своему.»
Н. Скатов. Некрасов. Современники и продолжатели.
К.Чуковский. Мастерство Некрасова.
Предполагаемый продукт: Газета. Оформление кабинета. Сценарий. Письмо. Праздник. Выставка иллюстраций. Реклама. Статья. Сборник избранных произведений.